17.08.2022
Новые изменения в сфере цифровизации

Перед медицинской отраслью регулярно возникают различные задачи, связанные оптимизацией типовых процессов. Представители здравоохранительной системы отмечают положительные изменения в этих сферах результате внедрения передовых технологий. К примерам цифровизации можно отнести телемедицинские консультации, онлайн-запись пациентов, автоматизацию учетных систем, электронный документооборот.

В 2013 году с учетом положений государственной программы «Информационный Казахстан-2020» была разработана и утверждена Концепция развития электронного здравоохранения РК на 2013–2020 годы. Реализация Концепции была поддержана в государственной программе развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016–2019 годы и получила продолжение в государственной программе развития здравоохранения на 2020–2025 годы. В текущем году Министерство здравоохранения РК осуществляет оценку результатов реализации Концепции и готовит проект новой стратегии развития цифровизации здравоохранения. В течение семи лет реализации Концепции обеспечено внедрение информационных систем во всех государственных медорганизациях. С учетом этого министерство отменило обязательность ведения на бумажном носителе отдельных видов (форм) медицинской документации.

Граждане РК активно используют мобильные приложения, позволяющие записаться на прием, вызвать врача на дом, получить доступ к результатам анализов и другой медицинской информации. Одним из ключевых достижений, необходимым для успешной реализации видения цифрового здравоохранения согласно Концепции развития электронного здравоохранения на 2013–2020 гг., является обеспечение непрерывности оказания медицинской помощи посредством стандартизации медицинской информации. Стандартизация медицинских данных — это требования, определяющие форматы медицинской информации, а также методы ее регистрации, хранения и обмена в системе здравоохранения.

Первоочередной задачей определено формирование стимулирующей и регулирующей среды для развития и внедрения конкурирующих между собой медицинских информационных систем. Такой подход предполагает вовлечение всех заинтересованных сторон, включая как организации здравоохранения в качестве конечных пользователей, так и частный сектор в лице разработчиков медицинских информационных систем. Такая стратегия полностью оправдала себя, обеспечив конкуренцию и полный охват сектора здравоохранения медицинскими информационными системами без необходимости инвестировать средства республиканского бюджета в разработку, внедрение и поддержку программного обеспечения для каждой медицинской организации страны. Указанные институциональные изменения подразумевали также перенос фокуса внимания со сбора статистических данных для органов управления на сбор и повседневное использование медицинских данных врачом и пациентом. Задачами МИС являются автоматизация внутренних бизнес-процессов медицинской организации, поддержка принятия клинических и управленческих решений, постепенный переход к безбумажному ведению медицинской информации, содействие в повышении качества, безопасности и эффективности медицинских услуг, снижении количества медицинских ошибок.

На данный момент в Казахстане уже ведутся только в электронном виде отдельные медицинские документы, предоставляются в электронном виде отдельные виды услуг, однако впереди целые разделы, не охваченные цифровизацией.

Существуют и инфраструктурные проблемы, включающие доступность, стоимость и качество интернета в отдаленных сельских районах, наличие хорошей компьютерной техники. Несмотря на проведенную работу по оснащению рабочих мест медперсонала компьютерной техникой, во многих организациях продолжают использоваться морально и физически устаревшие модели компьютеров. На селе много устаревшей медицинской техники, которая не передает результаты исследований в цифровом формате, либо использует устаревшие технологии. Кроме того, не все менеджеры здравоохранения и медицинские работники полностью освоились с предлагаемыми цифровыми инструментами и открывающимися новыми возможностями. Для многих врачей старшего возраста переход к электронному ведению медицинских данных составляет проблему.

При условии надлежащей реализации, цифровые инструменты способны обеспечить содействие в ежедневной клинической практике на каждом этапе и уровне оказания медицинской помощи. Это облегчение планирования профилактических и плановых медицинских услуг; ускорение и облегчение постановки диагноза по цифровым медицинским изображениям (рентген, УЗИ, КТ, МРТ) с помощью искусственного интеллекта; проверка корректности назначенного препарата и его дозировки, включая проверку на аллергию и совместимость препаратов; доступ к полной истории заболеваний и обращений за медицинской помощью, включая доступ к жизненно-важной информации (аллергии, непереносимости, противопоказания) при экстренных и неотложных ситуациях; уведомления и напоминания о случаях или пациентах, которым необходимо оказание плановой или внеплановой медицинской услуги; быстрый доступ к информации о наличии свободных ресурсов (препаратов, медицинских изделий, техники, услуг, коек) для перенаправления пациента; доступ к достоверной деперсонифицированной информации для медицинских исследований, разработки стандартов и протоколов лечения и т. д. Как правило, внедрение цифровых инструментов на уровне системы здравоохранения несет позитивный мультипликативный эффект, выражающийся в общем повышении доступности, эффективности и качества медицинской помощи.

Всемирная организация здравоохранения, суммируя результаты общеевропейского исследования цифровых технологий в здравоохранении, отмечает, что цифровизация здравоохранения позволяет расширить спектр услуг в условиях ограниченности ресурсов, повысить уровень прозрачности и доступности медицинской помощи и медицинской информации, стимулировать инновации и рост эффективности.

Самый простой пример того, как цифровизация влияет на процесс оказания медицинской помощи — это использование мобильных приложений, благодаря которым пациентам не нужно повторно приходить в медицинскую организацию для получения результатов лабораторных исследований, так как они становятся доступны в смартфоне. Это не просто экономия времени пациента, но и сокращение очередей и занятости медицинского персонала. Аналогичный эффект может быть достигнут при применении систем телемедицины и телездравоохранения, как для целей удаленного оказания консультативной помощи, так и при мониторинге хронических состояний.    

Системы отслеживания лекарственных средств и обратной связи с пациентом могут содействовать более рациональному применению препаратов, особенно высокозатратных. Системы бизнес-аналитики способны содействовать решению проблем общественного здравоохранения, включая совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями, прогнозирование заболеваемости и смертности.


Источник:

https://profit.kz/articles/14645/Kak-razvivaetsya-cifrovizaciya-zdravoohraneniy


Мангистауский областной филиал

РГП на ПХВ

«Республиканский центр электронного здравоохранения» МЗ РК.

Ведущий специалист Жаксылыков Н.Е.