ЧТО ДАЕТ ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НАШЕМУ ПАЦИЕНТУ?

Здоровье нации является одним из приоритетных направлений государственной политики. План нации «100 конкретных шагов» предусматривает внедрение обязательного медицинского страхования, усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа ответственности государства, работодателя и граждан, приоритетное финансирование первичной медико-санитарной помощи, ориентирует на внедрение передовых стандартов медицинского обслуживания.

Развитие электронного здравоохранения, внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему здравоохранения позволяет вывести на новый уровень качество оказания медицинской помощи. Информационно-коммуникационные технологии играют жизненно важную роль в обеспечении и доставке медико-санитарной помощи. Технологии электронного здравоохранения позволяют проводить мониторинг за пациентами на расстоянии, лучше распространять информацию среди пациентов, улучшать доступ к медико-санитарной помощи, особенно в отдаленных районах, для инвалидов и лиц пожилого возраста.
 
Сегодня посредством информационно-коммуникационных технологий пациенту предоставляется возможность рационально использовать свое время, выбрать специалиста, либо услугу, а также подобрать удобное время для получения услуги.

В рамках кампании «Свободный выбор поликлиники», которая проводится не чаще одного раза в год, пациент может прикрепиться к поликлинике, с учетом права свободного выбора врача, медицинской организации в пределах одного населенного пункта (административно-территориальной единицы). Отсутствие централизованной базы данных прикрепления в начале 2010 года привело к тому, что пациент мог быть прикреплен более чем к одной организации, а так как процесс прикрепления не ограничивался временными рамками – ручная выверка списков была затруднительна и малоэффективна. В этой связи, единственным способом решения задачи учета обслуживаемого населения – стало создание в рамках Единой системы национального здравоохранения портала «Регистр прикрепленного населения», который обеспечил организациям, оказывающим первичную медицинскую помощь, сведения о прикрепленном населении. К тому же, за счет имеющегося взаимодействия с порталом Электронного правительства, пациент имеет возможность, не выходя из дома самостоятельно подать заявку на прикрепление к участковой поликлинике, вызвать врача на дом, записаться на прием к специалисту, воспользовавшись в режиме «онлайн» услугами на портале Электронного правительства www.egov.kz.

Разработанные информационные системы позволяют фиксировать посещения по каждому врачу, выявленные диагнозы, вести диспансерное наблюдение больного, проведенные диагностические обследования, выполненные услуги и данные об амбулаторном лечении каждого пациента, также происходит регистрация журнала активов, вызовов врача на дом, направления к специалисту.

Осуществляемые на сегодняшний день работы по развитию электронного здравоохранения в дальнейшем приведут к исключению бумажных носителей, что избавит медицинских работников от рутинной бумажной работы, вследствие чего врачи смогут больше времени и внимания уделять пациентам. Со временем амбулаторная карта пациента полностью перейдет в электронный формат, что позволит специалисту в любом регионе республики в считанные минуты узнать о пациенте необходимую медицинскую информацию, и предпринять необходимые меры, направленные на улучшение состояния здоровья пациента, кроме того, система позволит ведущим специалистам страны проводить дистанционные консультации. К тому же, самому пациенту не придется тратить время на ожидание в регистратуре, уходящее на поиски амбулаторной карты и необходимости брать её с собой на прием.

В заключение к сказанному можно отметить, что реализация новых подходов в здравоохранении, а именно развитие электронного здравоохранения должно обеспечить возможность автоматизированного получения своевременной, актуальной, достоверной информации, которая в свою очередь поможет в принятии верных решений, направленных на качество оказания медицинских услуг и будет ориентирована на потребности пациента.