ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ

Термин «электронное здравоохранение» введен в 2013 году в Государственной программе «Информационный Казахстан — 2020». В лечебно - профилактических организациях, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи работают информационные системы Министерства здравоохранения, а так же продукты сторонних разработчиков - медицинские информационные системы. Они обеспечивают сбор данных с медицинских организаций и предоставление их на национальном уровне.

Основываясь на анализ приоритетных потребностей системы здравоохранения в рамках Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы можно сформулировать следующие направления электронного здравоохранения Республики Казахстан:
  • Расширение созданной инфраструктуры для сбора цифровых данных, обмена и использования;
  • Усовершенствование методологии статистики здравоохранения;
  • Единое информационное пространство здравоохранения должно обеспечить необходимые сведения для внедрения сложных методов финансирования, мониторинга качества и полноты оказания помощи в рамках внедрения обязательного социального медицинского страхования;
  • Качественные, достоверные, полные и своевременные цифровые данные станут одним из важных ресурсов системы здравоохранения (большие данные, искусственный интеллект, бизнес-интеллект, машинное обучение и т.д.).
Внедрение информационных коммуникационных технологий позволило вывести на новый уровень качество жизни и оказания медицинской помощи населению. Сегодня наши жители не только знают о работе отдельных медицинских информационных систем, но наиболее "продвинутые" с их помощью рационально используют свое время.

Так, для реализации прав на медицинскую помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и пакета медицинских услуг системе обязательного социального медицинского страхования, граждане должны быть прикреплены к организации первичной медико-санитарной помощи. Другими словами, поликлиника – это «входные ворота» для получения какой-либо медицинской помощи, и чтобы избежать трудностей и «сюрпризов» с медицинским обслуживанием, важно знать информацию о прикреплении и статус застрахованности.

Регистрация прикрепленного населения осуществляется в информационной системе Регистр прикрепленного населения (РПН) - единой централизованной информационной базе данных о фактическом количестве прикрепленного населения к каждой организации здравоохранения, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, а также для регистрации организациями здравоохранения медицинских свидетельств о рождении и смерти. За счет имеющегося взаимодействия РПН с порталом Электронного правительства, пациент имеет возможность, не выходя из дома самостоятельно подать заявку на прикрепление к участковой поликлинике, вызвать врача на дом, записаться на прием к специалисту, воспользовавшись в режиме «онлайн» услугами на портале Электронного правительства www.egov.kz.

Право граждан на свободный выбор медицинской организации, доступность и прозрачность плановой госпитализации предназначена решать информационная система Бюро госпитализации. Она обеспечивает участников процесса госпитализации плановых больных на территории РК информацией о свободных койках в стационарах, о пациентах, состоящих в листе ожидания на плановую госпитализацию, о пациентах, госпитализированных в стационары или на которых зарегистрирован отказ в госпитализации. Так же система предназначена для управления процессом плановой госпитализации, снижения очередности и сроков ожидания, выявления наиболее востребованных профилей коек.

При получении направления на плановое лечение пациент может отследить свою очередь на плановую госпитализацию по номеру ИИН или «уникальному коду направления» (выдается врачом поликлиники при направлении в стационар) не выходя из дома. Для этого необходимо зайти на сайт www.bg.eisz.kz и в качестве «гостя» посетить портал «Бюро госпитализации». После регистрации направления на портале, пациент обязательно должен продолжить непрерывное наблюдение у лечащего врача до дня госпитализации.

В решении насущных проблем здравоохранения особая роль принадлежит осведомленности и уровню грамотности пациентов, т.е.непосредственных потребителей медицинских услуг, которые могут не иметь полного доступа к информации о здоровье и способах ее получения. С этой целью активно внедряются мобильные приложения, имеющие самое различное назначение. Для пациентов - просмотр графиков приема, запись на прием к врачу, вызов врача на дом, получение информации по скрининговым программам, актуальным новостям, возможностям диагностики и лечения, и что очень важно - проведение оценки медицинского учреждения.

Медицинским работникам мобильные приложения позволяют иметь с собой целый врачебный кабинет, так как содержат базу медицинской информации по различным заболеваниям и состояниям, справочники лекарств с инструкциями, клинические протоколы диагностики и лечения заболеваний, разработанных Министерством здравоохранения РК. Сейчас, в не простое для каждого жителя время, информационные ресурсы, мобильные приложения и другие решения цифрового здравоохранения используются в борьбе с пандемией.

Одно из самых доступных и понятных - официальный чат-бот в WhatsApp на номере +7 (705) 812-69-67 . Это бесплатный сервис, в котором собрана точная, достоверная и актуальная информация, позволяющая получать ответы на наиболее распространенные вопросы.

В стране уже действует онлайн-приложение "Сак бол". Его цель — проконтролировать распространение инфекции и своевременно локализовать очаги заражения. Приложение позволяет гражданину с положительным результатом на Covid-19 анонимно предупредить других пользователей о контакте с ним. На этапе внедрения мобильное приложение, которое поможет медицинским работникам отслеживать передвижение бессимптомных носителей вируса (им предписано оставаться дома, по меньшей мере, 14 дней).

Эти и другие проекты разработаны для информирования о коронавирусе, облегчения поиска достоверной информации о зараженных и контактирующих, максимальной локализации очагов инфекции, а так же прогнозирования эпидемиологической ситуации.

В заключение к сказанному можно отметить, что дальнейшее развитие электронного здравоохранения обеспечит поддержку принятия клинических, управленческих и политических решений, направленных на улучшение качества оказания медицинской помощи и сохранение здоровья.


Валентина Оседач,
заместитель директора СКОФ РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения» МЗ РК.

Источник: Газета «Неделя СК»
ТОО Издательство «Северный Казахстан»